Что такое BDSM - ?
Безопасность, Разумность, Добровольность
BDSM — это межчеловеческие отношения с передачей власти, основанные на трех принципах: Безопасность, Разумность, Добровольность (англ. SSC — Safe, sane and consensual), а также психосексуальная субкультура, которая практикует такие отношения в виде ролевых игр или образа жизни.
SSC — основополагающий набор этических норм в практике BDSM. Отличия BDSM от социально агрессивных и/или преступных действий определяются, прежде всего, жёстким безусловным соблюдением участниками BDSM-отношений рамок SSC:
Безопасность (Safe) — любые действия в рамках практики BDSM не должны причинять вреда здоровью и репутации человека. Кроме того, риск получения физических (в ряде случаев — также моральных) травм, всегда в той или иной мере присутствующий в практике BDSM, должен быть сведён к минимуму;
Разумность (Sane) — все моральные и физические воздействия в рамках практики BDSM должны совершаться человеком в здравом уме и рассудке. Данное правило подразумевает трезвую оценку практикующим собственных действий. Даже в том случае, если партнёр открыто просит практикующего совершить то или иное действие, практикующий должен отказать, если считает это действие опасным. Обязательным является отсутствие у практикующих состояния алкогольного/наркотического аффекта;
Добровольность (Consensual) — все моральные и физические воздействия в рамках практики BDSM должны совершаться добровольно, при полном согласии всех сторон и — чаще всего — по предварительной договорённости. При первом же сигнале от партнёра практикующий должен немедленно прекратить любые воздействия. Участник сессии может произнести заранее обговоренное стоп-слово (либо жест или движение), что будет означать требование безусловного моментального прекращения всех БДСМ-действий.
Отличие BDSM (властных ролевых игр) от нежелательных социально опасных форм поведения определено «Диагностическим и статистическим руководством по умственным расстройствам», опубликованным Американской психиатрической ассоциацией в 1992 году:
«Выбор партнёрами формы отношений и своей роли в данных отношениях является добровольным. Такие отношения обычно основываются на глубоких личных эмоциях и должны быть безопасными, здравыми и добровольными, базируясь на взаимном уважении, доверии и (не всегда) любви. Помимо того, партнёры по BDSM-отношениям должны придерживаться определённого свода правил, знаменитых как основные доктрины обмена властью. Это обсуждение потребностей, нужд и эмоций друг друга и установление определённых эмоциональных и физических границ. Другими словами, BDSM-отношения являются ролевой игрой со свободным, добровольным участием, в отличие от любой другой ситуации, где один из партнёров не может выбрать либо вынужден играть какую-то роль».
Бондаж и Дисциплина, Доминирование и Подчинение, Садизм и Мазохизм
Аббревиатура BDSM относится к трём основным составляющим этого явления:
BD (Bondage & Discipline — неволя и дисциплина, воспитание) — бондаж (связывание, ограничение подвижности с помощью веревок, кандалов и т.д.), дисциплинарные и ролевые игры, унижение, наказания, правила поведения подчиняющегося партнера;
DS (Domination & Submission — доминирование и подчинение) — господство и подчинение; отношения, в которых в результате предварительной договоренности присутствует неравноправие партнеров, может иметь сессионный или постоянный (lifestyle) характер;
SM (Sadism & Masochism — садизм и мазохизм) — садомазохизм; практики, связанные с получением удовольствия от причинения или переживания физической боли.
Смысл англоязычного термина BDSM вовсе не совпадает с русскоязычным понятием «садомазохизм», поскольку являет собой гораздо более широкий спектр понятий и практик. Сообщество BDSM, как правило, отличается очень большой терпимостью, в результате часто объединяя тех, кого привлекают лишь отдельные аспекты подобных взаимоотношений.
Явление BDSM-отношений крайне трудно описать в нескольких словах, особенно учитывая индивидуальный характер и направленность подобных отношений. Ни одна из пар или ситуаций, задействованных в них, не похожи друг на друга, что делает задачу описания этого феномена несколькими простыми терминами практически невозможной. Любое упрощение автоматически приведет к чрезмерной простоте и, следовательно, к созданию стереотипов.
Садистам доставляет удовольствие причинять боль, мазохистам — испытывать её. Но господство и подчинение проявляется в большей степени на психологическом уровне, (эротическом) обмене властью, и в меньшем — на уровне физических действий. Не всем подчиняющимся нравится испытывать боль, и не все мазохисты подчиняющиеся. Не все садисты доминантны, и наоборот, не все доминанты являются садистами. После некоторых дискуссий со всеми заинтересованными сторонами была введена сборная аббревиатура BDDSSM, практически сразу сокращенная до BDSM. Появление аббревиатуры относят к началу 1990-х годов.
Строго говоря, фетишизм не является частью BDSM, однако фетишистская образность очень популярна в изображениях BDSM.
Топы, боттомы, свитчи
По BDSM-ориентации участников действий принято разделять на подчиняющих (top, верхний) и подчиняющихся (bottom, нижний), а так же тех, кто сочетает в себе желание подчинять и подчиняться (switch — свитч). «Обычные» отношения, не имеющие никаких элементов BDSM, в сообществе принято называть «ванильными» (по аналогии со вкусами мороженого — мороженое без дополнительного вкуса в США называют ванильным).
Различные практики BDSM
Едва ли найдется человек, которому понравится весь приведенный ниже (и отнюдь не полный) спектр БДСМ практик. Некоторые из них можно считать мягкими (например, капание воском), другие - экстремальными, на редкого любителя. Насколько человеку психологически или эстетически приемлемы те или иные практики - дело сугубо индивидуальное.
- Пажизм (франц. page) — добровольное выполнение роли с низким социальным статусом, например, пажа или слуги. Всяческая забота и учтивое внимание верхнему партнеру.
- Сервилизм (лат. servilis — рабский) — выраженная форма пажизма, когда нижний партнер играет роль раба, невольника.
- Фут-фетиш (footfetish или просто фф) — целование/лизание ног (обычно стоп) верхнего партнера нижним.
- Поклонение босым ступням (barefoot worship) — разновидность Фут-Фетиша: вылизывание подошв, пяток, пальцев по приказу.
- Фейсситтинг (facesitting) — сидение верхнего партнера на лице нижнего.
- Флагелляция — порка партнера (с его предварительного согласия) с помощью плети, хлыста, кнута и прочих гибких приспособлений.
- Spanking — шлёпанье или порка, воздействие на ягодицы с помощью ладони, ремня и прочих гибких и жёстких приспособлений (таких, как паддл).
- Бастинадо (или фалака) — нанесение ударов по ступням. Верхний партнёр бьёт по ступням нижнего бамбуковой или ротанговой тростью, паддлом и т. д., при этом обычно ноги лишаются подвижности, чтобы нижний партнёр не мог убрать ног.
- Пет-плей (Pet-play) — нижний партнёр играет роль животного, часто собаки.
- Пони-плей (Pony-play) — отдельно выделяемая разновидность Pet-play, при которой нижний партнёр играет роль лошади. На него надевают ошейник, сбрую, ездят на нём верхом и прочее, причём уровень сексуального наслаждения тем выше, чем более грубым, деспотичным и агрессивным выглядит второй партнёр.
- Age Play (Игра с подменой возраста) — ролевая игра, в которой один или оба партнера играют роль «старшего» или «младшего» в дисциплинарной сцене.
- Baby Play — ролевая игра, в которой один из партнеров играет роль ребёнка.
- Gender Play (Игры с подменой полов) — Ролевая игра, где один или оба партнера ведут себя как существа противоположного пола. Игры с подменой полов не означают однако тяготение партнеров к играм с переодеваниями или к трансвестизму.
- Пощечины (Face slapping).
- Плевки (Spitting).
- Щекотка (Tickling).
- Сенсорная депривация — ограничение либо полное лишение подчиняющегося возможности пользоваться осязанием, слухом, зрением, вкусом или обонянием в рамках сессии, производится с помощью масок, кляпов, берушей и мумификации.
- Трамплинг (топтание) — стояние или хождение по нижнему партнёру босиком или в обуви.
- Пытки гениталий (Cock and Ball Torture) — "пытки" мужских гениталий (кольцами, пирсинг, удары).
- Золотой дождь (golden shower) — верхний партнёр испускает мочу на нижнего.
- Фистинг — введение кисти руки в вагину или анус.
- Страпон — использование фаллоимитаторов, пристегиваемых к поясу на ремешке для (анального) проникновения.
- Пеггинг (от peg — колышек, стержень) — вид гетеросексуального секса, при котором верхняя женщина, используя фаллоимитатор или страпон, проникает в анус нижнего мужчины.
- Бондаж — ограничение подвижности, например, связывание, приковывание, заключение в клетку.
- Мумификация — тип бондажа, полное запеленывание тела человека, подобно мумиям, с целью полного обездвиживания, иногда в комбинации с маской, притупляющей слух и закрывающей обзор, берушами, кляпом и т. д. Подразделом мумификации можно считать бондаж с помощью вакуумной кровати.
- Подвешивание — форма фиксации, при которой человека подвешивают в связанном состоянии.
- Сибари — тип бондажа, японское искусство связывания.
- Wax Play — применение расплавленного воска (капание на кожу нижнего партнёра и т. д.)
- Medical Play — применение медицинской атрибутики (роторасширители, клизмы, колесо Вартенберга и т. п.), общая стилизация БДСМ-сессии под медицинские действия (к примеру, урологический или проктологический осмотр).
- Игры с электричеством (Electric Play) — применение безопасного для организма воздействия электрическим током.
- Игры с кровью (Blood play) — воздействия, результатом которых является появление крови (используются, например, иглы или нож). Практика подразумевает большую осторожность и соблюдение правил асептики.
- Knife play — воздействия с использованием острых предметов (например, лезвия ножа), не подразумевающих, однако, обязательного присутствия крови.
- Fire Play, или практики с огнем — использование во время экшена открытого пламени. Является довольно редким и экзотическим видом SM практик ввиду наличия определённого риска травматизма и подсознательного страха. Требует особых мер предосторожности и высокой индивидуальной переносимости у нижнего партнёра.
- Игры с холодом (Cold play) — практики, при которых нижний партнер мерзнет (ждет на морозе) или вынужден терпеть прикосновение льда.
- Публичное унижение — публичная демонстрация покорности нижнего партнера.
- Борьба — нижний партнер оказывает физическое или моральное сопротивление, однако терпит сладкое поражение, делая очевидным превосходство верхнего партнера. В практике свитчей в рамках состязания могут встречаться довольно частые смены "кто кого".
Техника безопасности в BDSM
Одним из ключевых принципов BDSM-отношений является безопасность. В то же время, ряд BDSM-действий (прежде всего физического характера) связан с определённой степенью риска.
В классической форме отношений «Верхний партнер»—«нижний партнер» ответственность за сохранность жизни и здоровья, в большей мере, лежит на «Верхнем партнере». Тем не менее, «нижний» должен, в свою очередь, заблаговременно определить рамки допустимых воздействий (которые, по обоюдной договоренности, могут впоследствии изменяться).
При использовании стоп-слов и иных механизмов оповещения верхнего партнёра нижним о своем желании прекратить BDSM-действия, «верхний» партнёр должен немедленно отреагировать на первый же сигнал от «нижнего» и прекратить (либо, при условии предварительной договорённости, ослабить) воздействия. В случае, если «экшен» проходит без договоренности о стоп-слове, на «Верхнего» возлагается дополнительная степень ответственности и контроля.
Существует также практика регламентировать BDSM-отношения с помощью письменных контрактов. Такой контракт не может иметь юридической силы и служит лишь для закрепления результатов переговоров. Он определяет обязанности, приоритеты и интересы сторон во время тематических действий, а также - пределы допустимого. Для некоторых составление контракта является своего рода фетишом. Классическим примером может служить Договор между Захер-Мазохом и Вандой фон Дунаевой.
Трискель
Трискель - символ BDSM-культуры. Эмблема была создана В 1995 году Стивом Квагмюром (Steve Quagmyr) на основе древнего символа — трискелиона, используемого во многих культурах (таких, как кельты, викинги, саксы). Кроме того, налицо явная взаимосвязь с даосским символом взаимосвязи Инь и Ян.
Данная эмблема получила всемирное признание BDSM-сообщества. Трехэлементный дизайн может быть интерпретирован
как взаимосвязь и взаимозависимость основных элементов субкультуры — BD, DS и SM;
как три основных принципа BDSM — SSC (Безопасность, Разумность и Добровольность);
как три группы участников BDSM-сообщества — топы, боттомы и свитчи.
Изогнутые линии могут восприниматься как розги в движении, а круглая форма — как самодостаточность и защищенность всей BDSM-системы. Цвета могут варьироваться, но круг и разделяющие кривые, как правило, имеют металлический цвет. Надо сказать, что использование BDSM-эмблемы именно в таком виде, в каком она была предложена ее создателями, внутри субкультуры не является обязательным, однако она является наиболее известной и распространённой BDSM-эмблемой. Удаляя или видоизменяя какой-то ее компонент, можно получить эмблему с совершенно другим смыслом.
История BDSM
BDSM как явление уходит корнями в глубокую древность. Ритуальные бичевания были известны ещё в IX веке до н. э. Так, в Древней Греции, публичная порка спартанских мальчиков проходила перед алтарем Артемиды Ортии ежегодно. Одно из самых ранних графических свидетельств садомазохистских сцен сексуальной направленности было найдено в Этрусской усыпальнице в Тоскане. Внутри пещеры Tomba della Fustigazione (VI век до н. э.) изображены двое мужчин, которые порют женщину палкой и рукой во время любовных утех . Ряд фресок эротического характера, обнаруженных при раскопках Помпей, также содержат элементы BDSM (порка мужчиной женщины рукой, женщина в повелительной позе над мужчиной и т. п.)
Тексты садомазохистского содержания имеются также в Кама Сутре:
…Говорят, что любовное удовольствие подобно состязанию, ибо любви свойственны распри и дурное настроение… В силу подобной склонности нанесение ударов — также часть [любовного удовольствия]. Места [ударов] — плечи, голова, грудь, спина, бока… Эти [удары] четырех видов: тыльной частью руки, согнутой ладонью, кулаком и распрямленной ладонью. (Часть 7, гл. 15-16: О применении ударов)
Эпизодические упоминания о той или иной форме BDSM как прелюдии или замены сексуальных отношений присутствуют в европейской литературе начиная с XIV столетия. Можно предположить, что средневековое явление возвышенной любви с её рабской преданностью и платонической страстью было своего рода предтечей BDSM.
Вместе с тем, как особую форму сексуального поведения BDSM стали рассматривать только с конца XVIII века, когда в странах Европы начался процесс медицинской и юридической категоризации сексуальных отношений. В романе «Фанни Хилл» английского писателя Джона Клеланда, изданном в 1749 году, присутствует сцена эротического бичевания . Упоминания о борделях, специализировавшихся в том числе на порке, встречаются начиная с 1769 года . Несколько позже в свет вышли произведения маркиза де Сада. По существу, романы де Сада были первыми литературными произведениями полностью БДСМной тематики. Вместе с тем, произведения де Сада имели практически исключительно садистскую направленность (что и послужило причиной появления самого термина «садизм»). В XIX веке произведения де Сада были «уравновешены» творчеством Леопольда фон Захер-Мазоха, в частности, известным романом «Венера в мехах» (англ. Venus in Furs), в котором главный персонаж хочет, чтобы его возлюбленная обращалась с ним как с рабом.
Вместе с тем, несмотря на закрепление в медицинской литературе таких понятий, как садизм и мазохизм, идеи Захер-Мазоха и, в особенности, де Сада были очень далеки от современной субкультуры BDSM, главным образом — в основных принципах полного информирования, безопасности и добровольности. Садизм и мазохизм рассматривались ими в качестве реальных жизненных ситуаций, зачастую подразумевающих совсем не игровое истязание и подчинение. В своем современном виде BDSM зародилась на рубеже XIX и XX столетий и являлась развитием скорее эротических игр с элементами доминирования-подчинения, практиковавшихся в европейских борделях, нежели идей де Сада и Захер-Мазоха.
Дальнейшее развитие шло по пути выделения BDSM в отдельный тип сексуального поведения. В частности, создавались литературные произведения данной направленности. Американский психолог Роберт Бьенвену считал, что своим появлением современный BDSM обязан трем книгам: «European Fetish» (1928), «American Fetish» (1934), and «Gay Leather» (1950).
Появление первых графических произведений с элементами BDSM относится к началу XX века. Первые фотографии, полностью посвященные тематике BDSM, появились в 1950-х годах. Их автором был известный американский фотограф и режиссёр Ирвинг Клоу, издавший в это время серию фотографий в стилистике BDSM (в основном — с участием известной в то время эротической фотомодели Бетти Пейдж ). Кроме того, Клоу снял один из первых эротических фильмов по этой тематике и организовал издание комикса, созданного знаменитыми впоследствии BDSM-художниками Джоном Вилли и Эриком Стантоном.
Примерно в это же время Бетти Пейдж стала одной из самых успешных моделей таких направлений, как фетиш и пин-ап, поднявшись практически до уровня секс-символа, что на волне начинавшейся на западе сексуальной революции повлекло распространение BDSM. Итальянский писатель и дизайнер Гвидо Крепакс, чьи произведения во многом определили развитие стиля европейского «комикса для взрослых» второй половине XX века, использовал в своих работах образ Пейдж. Примерами быстрого распространения BDSM-тематики в фотографическом искусстве второй половины XX века могут служить работы таких фотографов, как Хелмут Ньютон (Германия) и Роберт Маплторп (США).
Определенное влияние на распространение BDSM оказало появление таких движений, как «Old Guard leather» и «Samois». «Old Guard leather» представляла собой сеть закрытых клубов гомосексуальной направленности, созданных солдатами американской армии, вернувшимися из Европы после окончания Второй мировой войны (в тот период в американской армии гомосексуализм получил достаточно высокое распространение). В этих клубах воссоздавалась атмосфера сплетения жестокости, эротизма, военной иерархии и дисциплины, подобная военной. Организация пребывала в изоляции до 1970-х годов, после чего субкультура «вышла в мир» и утратила гомосексуальную направленность. «Samois» была организацией того же типа, но образованной лесбиянками-феминистками. Действия данной организации привели к началу распространения BDSM среди лесбиянок, а в 1970-х годах «Samois», как и «Old Guard leather», «вышла в мир», но не утратила своей лесбо-направленности. В сегодняшнем виде оба этих движения являются одним из ответвлений субкультуры BDSM.
Распространение BDSM значительно ускорилось в 1990-х годах с появлением сети Интернет, особенно после появления Usenet-сетей и групп новостей типа alt.sex.bondage, объединявших людей, заинтересованных в альтернативных сексуальных отношениях, и в частности, BDSM. Той же сети alt.sex.bondage приписывается и создание в начале 1990-х годов аббревиатуры «BDSM» (самая ранняя интернет-публикация с использованием аббревиатуры датируется июнем 1991 года).