Эксгибиционизм

Эксгибиционизм (от лат. еx-hibeo – выставлять, показавать) – периодическая или постоянная наклонность к демонстрации собственных половых органов незнакомым людям (обычно лицам противоположного пола) или в общественных местах без предложения и без намерений более близкого контакта. Не всегда, но иногда во время демонстрации имеет место половое возбуждение с видимой эрекцией у мужчин, которое может сопровождаться мастурбацией. Эта наклонность обостряется в периоды эмоционального стресса или кризиса, после долгой напряженной работы, перемежаясь длительными периодами без подобного поведения. Иногда нельзя проследить связь актов эксгибиционизма с вышеуказанным. Данное явление наблюдается как у мужчин, так и у женщин, но со стороны мужчин акты эксгибиционизма более известны.

В типичных случаях эксгибиционист мужского пола неожиданно начинает демонстрировать свои половые органы перед детьми или женщинами, иногда мастурбируя перед ними. В правоохранительной практике возникает необходимость дифференцировать такие действия с развратными, хулиганством, покушением на насильственные действия сексуального характера.

Цель эксгибициониста – эпатаж с наблюдением ответной эмоциональной реакции жертвы, в которой бы удивление смешивалось с испугом и любопытством. Наличие комплекса этих реакций может привести к продолжению демонстрации половых органов, но уже с мастурбацией. Отсутствие всякой реакции ведет к неудовлетворенности эксгибициониста с возможностью развития фрустрационной агрессии и к поиску новой жертвы. Важнейшим компонентом удовлетворения эксгибициониста являются его собственные эмоции и вегетативные реакции, связанные не только с эмоциями жертвы, но и со страхом преследования, что прекрасно отразил с своей «Исповеди» Ж.Ж. Руссо.

Понятно, что в древности это явление было очень редким и зародилось как сексуальная патология с началом постоянного ношения одежды. Знаток античной литературы – профессор Ганс Лихт ссылается лишь на один известный ему отрывок, принадлежащий Феофрасту (Характеры, 11), свидетельствующий об истинном эксгибиционизме в античном обществе: «Этот бесстыдный, встречая женщин, любил задирать свой хитон и показывать им то, что находится под ним».

Антисексуальные установки и незнание сути эксгибиционизма приводят к тому, что неожиданное столкновение с актом эксгибиционизма вызывает психическое потрясение, негодование «зрителя», да и сам акт эксгибиционизма в некоторых странах Запада расценивается как сексуальное насилие. Подобные реакции, желанные для эксгибиционистов, являющиеся их целью, только благоприятствуют увеличению частоты случаев эксгибиционизма . Понятно, что страх жертвы более связан с опасностью физического насилия, но он обычно необоснован. Однако нет правил без исключения – изредка встречаются случаи перехода эксгибициониста к физической сексуальной агрессии. В таких случаях уместно говорить о сексуальном насилии, предваренном актом эксгибиционизма. Субъект такого преступления, по своей сути, является не эксгибиционистом, а насильником. Если дело ограничилось только избиением жертвы, более уместно говорить о хулиганстве (ст. 139 УК РФ), о причинении конкретного вреда здоровью. Акт эксгибиционизма в данном случае целесообразно квалифицировать как хулиганство, что не исключает обязательного проведения судебной психиатрической экспертизы.

К проявлениям мужского эксгибиционизма общество более нетерпимо, чем к проявлению женского. Более того, пуританские традиции сформировали поощрение женского эксгибиционизма для удовольствия мужской части общества, загнав их в общественно приемлемые рамки стриптиза, либо клубного, либо кинематографического. В последнее время получил развитие и мужской стриптиз. На некоторых курортах развивающихся стран достаточно распространен «завлекательный» эксгибиционизм со стороны аборигенов, проявляющийся в демонстрации гениталий с целью меркантильной вербовки сексуального партнера.

Достаточно упрощенным представляется бытующий взгляд, что эксгибиционизм является манифестацией общей психопатологии, характеризующейся полным пренебрежением к моральным и этическим общественным ограничениям в поведении. Природа этого явления, вероятно, имеет изначально коммуникативно-смысловой, знаковый характер, принятый в животном мире, в частности у приматов: зелёных обезьян, павианов, горилл, шимпанзе. Пока детёныш мал, на его эрегированный член никто не обращает внима­ния, но как только он вступает в пору полового созревания, взрослые самцы воспринимают эрекцию его члена как жест вызова и жестоко бьют подростка, который вынужден усвоить, таким образом, значение этой физиологической реакции и регулировать её. Демонстрация эрегированного полового члена самцу означает агрессию, и если тот, кому адресован столь вызывающий жест, не проявит готовность к подчинению, он немедленно подвергнется нападению. В случае схватки двух конкурирующих самцов, побежденный, чтобы избежать больших потерь, быстро поворачивается к победителю спиной и принимает так называемую «позу подставки», выставляя навстречу ему свой зад. Победитель, наскочив на противника, совершает коитальные движения (применительно к человеческому уголовному обществу, «опускает» побежденного) и успокаивается. В научной литературе также описано кормление и отдых у павианов и зелёных обезьян. Самцы-караульные при этом сидят на видных местах, расставив ноги и демонстрируя чужакам частично эрегированный половой член, т. е. свою готовность к переходу к оборонительной агрессии. Демонстрация полового члена является символом силы и власти.

В человеческом обществе мужские гениталии также являются символом силы и власти, что закреплено в некоторых непристойных, часто агрессивных жестах, имеющих фал­лическое значение. Н. Mester считает, что эксгибиционизм может быть объяснён проявлением реликтового инстинкта, имеющего достаточно широкое распространение и в современности. Комплексы, порождающие подсознательные сомнения в своей мужской полноценности, являются основой фаллической демонстрации, предпринимаемой для самоутверждения. Посредством акта эксгибиционизма человек пытается восстановить в своих глазах и восстанавливает на некоторое время свой престиж.

Исходя из сказанного, можно сказать, что акт эксгибиционизма у человека является своеобразной формой подсознательного самоутверждения, соединен с эмоциональным напряжением, дающим разрядку в столь своеобразной агрессии, наблюдении ответных эмоциональных реакций, а также в собственных эмоциональных реакциях, связанных с архаичным страхом предстоящей схватки, символизирующейся возможностью преследования и наказания.

Человеческий обычай прикрывать свои гениталии произошёл не от чувства стыда, а в результате появления коммуникативной необходимости украшать себя различными предметами. Набедренная повязка у мужчин предохраняла половые органы от травм. Футляр из высушенной кожуры удлиненной тыквы, надетый на половой член, у современных папуасов до сих пор является единственным элементом одежды, при этом по длине футляра, зафиксированного на половом члене в символично эрегированном положении, определяется иерархический статус его владельца. Вплоть до позднего средневековья европейцы вполне естественно обнажались друг перед другом; фаллос практически у всех народов в своё время являлся символом, имеющим культовое значение. Следуя точке зрения В. Райха, эксгибиционизм, как он есть в современном обществе, явился порождением пуританских сексуальных запретов и репрессий, обычая прикрывать тело одеждой. В рамках культур, где не принято тщательно укрывать половые органы, и нагота является обыденной и повседневной, эксгибиционизм как явление не наблюдается.

Э. Крафт-Эбинг, проанализировав множество случаев эксгибиционизма, высказал мнение, «что эксгибиционизм в качестве сексуальной демонстрации имеет психопатологическое значение», является симптомом какой-либо психической патологии, органического поражения головного мозга, алкоголизма. По сообщению З. Старовича, в 30 – 50% случаев эксгибиционисты демонстрировали свои гениталии посторонним в состоянии алкогольного опьянения. Но существует и противоположное утверждение редкого опьянения эксгибиционистов во время деликта, что, вероятно, культурально обусловлено. Р. Bowden отметил и прокомментировал случаи взаимосвязи эксгибиционизма с лунатизмом. Отмечены случаи развития эксгибиционистских импульсивных потребностей после черепно-мозговой травмы.

Актам эксгибиционизма в большинстве случаев предшествуют продромальные явления, которые характеризуются беспокойством, генерализованной тревожностью, рассеянностью внимания, раздражительностью, повышением двигательной активности, появлением интенсивных мастурбаторных фантазий с кристаллизацией в них объекта влечения. Возникает навязчивая потребность в эксгибиционистском акте, вначале слабо осознаваемая, затем вполне сознательная. Однако эта потребность не всегда осознается, акт эксгибиционизма может быть выполнен неожиданно и для эксгибициониста по велению внезапно возникшего импульса, которому невозможно противостоять. Деликт всегда осуществляется при сильном сужении сознания с нарушением способностей руководить своими поступками в полной мере, прогнозировать ситуацию и замечать внешнюю опасность со стороны посторонних. Ввиду этого эксгибиционист не может запомнить посторонние для него объекты (людей, обстановку и т.д.). После совершения деликта интеллектуальное и физическое благополучие эксгибициониста восстанавливается. Период ремиссии (благополучия) индивидуален, зависит от сочетания многих факторов.

Большинство эксгибиционистов молоды, эксгибиционистов старше 40 лет мало. Типичные эксгибиционисты состоят в браке, обеспечены хорошей работой, обладают довольно высоким интеллектом, но есть и противоположные наблюдения. В быту они бывают робкими, стыдливыми, безынициативными, инфантильными, неагрессивными и неконфликтными людьми, с некоторым комплексом своей неполноценности, сниженным чувством самосознания. Они имеют затруднения в общении с женщинами, характеризуются отсутствием стремления к установлению с ними сексуальных контактов, хотя в мечтах это стремление может быть высказано. Обычно ничем другим, кроме эксгибиционизма, они не проявляют своей асоциальности. Из всех сексуальных правонарушителей эксгибиционисты, пожалуй, являются самыми безобидными. Однако описаны редкие случаи избиения эксгибиционистами потерпевших из-за неадекватной их ожиданиям реакции жертв.

Эксгибиционизм может быть связан не только с патологией психики, встречаются случаи эксгибиционизма из хулиганских побуждений. Так, например, клиническая оценка 19 юношей – сексуальных правонарушителей, совершивших множественные акты эксгибиционизма или непристойных телефонных звонков (скатофилия), показала, что большинство их воспитывались в мульти-проблемных семействах, но их психический статус не соответствовал критериям для диагноза paraphilia (сексуальное извращение), однако, это не исключало наличие каких-либо сексуальных проблем и отклонений.

P. Snaith также считает эксгибиционизм не только проявлением различных психических расстройств, нарушений личности, но также результатом закреплённых с детства стереотипов сексуального поведения, связанного с приобретением положительных эмоций от наблюдениея эксгибиционистских актов или участия в них, в иных сексуальных играх в детских компаниях в препубертатном возрасте. Свои эксгибиционистские приключения в раннем юношеском возрасте, и связанные с ними ощущения, весьма детально изложил в знаменитой "Исповеди" Жан-Жак Руссо. Будущий великий философ не имел явно выраженной психической патологии, но имел достаточно мульти-проблемные условия формирования личности в период полового созревания; акты эксгибиционизма он совершал более из хулиганских побуждений, краткий период времени. Стойкой потребности в эксгибиционизме в дальнейшем у него не было.

В практике чаще приходится сталкиваться с проявлениями мужского эксгибиционизма, поэтому существует ложное мнение, что эксгибиционизм – типично мужская девиация. Однако о случаях женского эксгибиционизма сообщают многие исследователи проблемы, при этом причины эпатажных обнажений схожи с таковыми у мужчин. Женский эксгибиционизм в своей основе, как и мужской, имеет стремление к самоутверждению. По данным наших собственных исследований, склонность к эксгибиционизму обнаружили у себя 4,2% студенток (n = 614) и 1,6% студентов (n = 428).

A. Jaffe et al. сообщили, что половина случаев эксгибиционизма перед детьми происходит летом, из них половина случаев приходится на время от 14 до 18 часов. Средний возраст жертв в их исследованиях составил 10,7 лет, 88% от всех жертв были девочки. Правонарушителями чаще являлись мужчины около 30 лет.

К. Freund & M. Seto считают, что эксгибиционизм может служить своеобразным маркером склонности к половому насилию, с чем вряд ли можно согласиться из-за наличия ряда оговорок. По распространённому мнению акт эксгибиционизма в присутствии детей может сигнализировать о наличии педофильных отклонений у правонарушителя. Однако дело обстоит не совсем так.

В результате исследований, проведённых с помощью фалоплетизмографии, выяснилось, что более чем в половине случаев эксгибиционисты не дифференцировали возраст гетеросексуального объекта. Лишь 12% эксгибиционистов имели чётко выраженную гетеросексуальную педофильную ориентацию, и только незначительная часть эксгибиционистов обнаруживала педофильную гомосексуальную ориентацию . По данным R. Langevin et al., эксгибиционисты при фаллоплетизмографии также более всего показывали пенильные реакции на представительниц женского пола и были сравнимы с «нормальными» людьми в своих пенильных ответах на мальчиков и мужчин.

К случаям эксгибиционизма не следует подходить прямолинейно и поверхностно, всегда стремясь квалифицировать содеянное как хулиганство или развратные действия. Во всех этих случаях обязательно назначение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, которая поможет отличить эксгибиционизм вследствие имеющегося расстройства психики от банального уголовного преступления. Во многих случаях вместо сурового наказания несчастных, целесообразным и гуманным деянием будет подать им помощь психиатра и психолога для коррекции полового поведения. Эксгибиционистов более целесообразно доставлять не в отделение милиции, подвергая их всем ужасам пыточного содержания под стражей, а к психиатру.

Современные методы лечения позволяют управлять сексуальным поведением человека, влиять на его мастурбаторную активность, и связанные с ней сексуальные фантазии в сторону их уменьшения, полностью пресекать потребность в эксгибиционистском поведении. Как правило, это связано с блокадой мужских половых гормонов и психотерапией. Однако проведенное лечение не будет исключать рецидивность эксгибиционизма после прекращения медикаментозного воздействия, а его рецидивность достаточно высока, поэтому необходимо проведение долгосрочных реабилитационных мероприятий в доброжелательном контексте.

К особой форме эксгибиционизма, сочетающейся с мазохизмом, относят кандаулезизм – получение полового удовольствия от показа посторонним своего обнаженного полового партнера и даже сексуальных действий с ним.