Термины - Шибари
- Asanawa - веревка для шибари из натурального волокна. Изначально это была пеньковая веревка, но после того как джут практически вытеснил пеньку (коноплю) с рынка и из шибари, так начали называть и джутовую веревку.
(Вот мы и сталкиваемся прямо сразу с ситуацией, когда изначальное значение слова сами японцы без проблем расширяют до одних им известных границ.)
Льняную веревку иногда называют amanawa (встречался у Esinem и FetFox). Но мне думается что и в этом случае сказать asanawa было бы корректно...
- Подвес (рус.) - Tsuri/Zuri (яп.) - Suspension (англ.)
Подвесы могут быть полными и частичными (полу-подвесы). Из самого названия понятно, что это техника в которой тело модели или его часть подняты над полом при помощи веревок.
В шибари, подвесы были заимствованы из классической пыточной техники времен Токугавы (tsurizeme). Именно подвешивание во время бондажных шоу стало одним из драйверов роста популярности кинбаку в Японии, а позднее за ее пределами.
Подвесы различают по:
- положению тела в пространстве (напримерлицом вверх или вниз, боковой, головой вниз и т.д.)
- по точке крепления к модели (подвес за вытянутую ногу, подвес за согнутую ногу, на талии и т.д.)
- по позе модели ("кабанчик", "креветка", "почтальон" и т.п.)
- по динамике (статичные, динамические ...)
- наверняка есть еще варианты :)
Понятно, что на практике мы чаще всего имеем дело с комбинациями.
В любом случае, выполнение подвесов требует от бондажиста определенного уровня умений, особого контроля за моделью, веревками, точкой крепления и много чем еще...
Как было уже написано: подвес - это tsuri, а еще выше, что веревка - это nawa.
Соответственно, веревка на которой подвешивают - tsuri nawa. Но обычно так называют основную линию подвеса.
Основная линия подвеса (рус) - tsuri nawa (яп) - main suspension line (англ)
Продолжу про веревку.
- Kannuki – дословно с японского: «засов для ворот» - металлический или деревянный брусок, который не допускает самопроизвольное открывание дверей. В шибари/кинбаку это общее название веревки, выполнящей роль "подпруги" и подтягивающей туры веревки друг к другу между двумя руками, ногами, делом и плечём. Иногда также пользуются названием shibori-nawa («сжимающая веревка») или tome-nawa («стоп-веревка»). В Европе используется так же термин safaty rope (веревка безопасности).
У каннуки два основных назначения:
- предохранять обвязку от соскальзывания (tome-nawa)
- делать обвязку более плотной, схватывающей (shibori-nawa)
Я предпочитаю делать каннуки везде, где это возможно, особенно если дело касается подвесов.
Прежде чем писать про названия тех или иных обвязок, хочу сделать отступление.
В шибари очень редко дают названия конкретным паттернам (схемам) связывания. Названия дают положению (позе) связанного человека. Чаще всего по ассоциации. Т.е., например, если сложенные в перекрест ноги подтянуты плотно спереди к груди, то это будет Ebi (креветка). А вот каким образом это связано и сколько ушло веревок - не имеет никакого значения. Если же ноги подтягиваются к груди сзади (кабанчик), то японец назовет это Gyaku-ebi shibari (обратная креветка, креветка наоборот).
Иногда обвязки носят имена мастера, введшего их в шибари. Но тогда говорят о том что обвязка сделана в стиле _Имя_. Т.е., например, есть takatekote Osda stile или gote shibari Kanna stile и т.п.
Еще иногда, если есть какое то характерное отличие, то могут комбинировать одно имя с другим. Например, hishi (бриллиант) можно назвать любую обвязку с характерным рисунком ромба. Но чаще уточняют: hishi gote shibari (грудная обвязка с рисунком ромба), hishi futomomo (обвязка согнутой ноги с рисунком ромба). Встречалось мне и тройное название: Hojo hishi gote shibari - грудная обвязка выполненная в hojojutsu стиле с рисунком ромба.
Надеюсь, этот краткий экскурс поможет в понимании дальнейшего материала
- Agura shibari – общее название любой обвязки, когда связанный сидит, скрестив ноги («по-индийски»). Иногда упоминается в исторических источниках как Zazen shibari, из-за сходства с позой для молитвы в дзен-буддизме. Несмотря на некоторое внешнее сходство, не следует путать с Ebi shibari, где подвижность ограничена гораздо сильнее.
- Ebi shibari (Ebi-bari) – обвязка «креветкой», когда модель сидит, скрестив ноги («по-индийски»), а верхняя часть тела привязана к лодыжкам (щиколоткам). Одна из самых старых обвязок, появилась в 1500-ых годах. Она использовалась для пыток сотни лет и была объявлена позой для наказания преступников в 1742 в Японии (период Токугава). Она упомянута во многих исторических мануалах и использована в художественных работах.
- Teppō (鉄砲, ”iron cannon”)
Японским словом «тэппо» обозначают целый класс оружия. Изначально так называли аркебузы португальского образца, которые попали в страну с началом торговли. Но с тех пор, как японские мастера начали делать пороховое оружие, его эволюция пошла здесь по своему, уникальному пути. Большую популярность обрели ручные пушки под названием какаэ-дзутсу или о-дзутсу.
Почему я заговорил о мушкетах? Потому что тоже самое название носит одна из обвязок в шибари. Когда одна рука поднята вверх и согнута в локте, а вторая опущена вниз и то же согнута в локте. Говорят, это напоминает положение ружья за спиной - наискосок.
Еще одно название обвязки: Kariudo shibari – «обвязка по-охотничьи».
Названия обвязок шибари зависят от положения частей тела модели, а не от схемы. Т.е. как бы вы не связали партнера в таком положении - это все равно будет teppo. Я рекомендую начинать с запястья руки, которая будет поднята, потом запястье подтягиваем к согнутой в локте нижней руке в районе середины плеча и затем снова подтягиваем верхнюю руку тоже в районе середины плеча. Ну а дальше уже можно дать волю воображению. Дополнительно рекомендую попробовать вплести в обвязку бамбук - это придаст ей прочности и верхняя рука не будет "вываливаться" вперед.
Минус обвязки - верхняя рука достаточно быстро затечет... Подвешивание за Teppo требует опыта и дополнительных переразгрузок на нижнюю руку, а еще лучше и на грудь.