Три ложки дёгтя сабспейса.

Первая ложка

Существенная проблема состоит в том, что трактовка сабспейса как транса не объясняет позитивного, вплоть до эйфорического, эмоционального фона, характерного для сабспейсов.

В принципе, взаимосвязь трансовых состояний и обострённого проявления эмоций, безусловно, существует. Считается, что активность правого полушария головного мозга в трансе увеличивается, в то время как активность левого снижается. При этом именно правое полушарие играет ведущую роль в формировании эмоций. Далее возникает соблазн сослаться на гипотезы, согласно которым правое полушарие "отвечает" прежде всего за положительные эмоции, а левое - за отрицательные, и на этом закрыть тему, однако эти гипотезы на сегодняшний день не считаются наукой полностью доказанными. Да и на уровне обыденного знания известно, что не всякий транс является эйфорическим, следовательно, преувеличена значимость "правополушарной" природы либо транса, либо позитивных эмоций.

Если исходить их регрессной природы транса, то интерпретация эмоционального фона не требует задействования научного аппарата и довольствуется простым здравым смыслом. Некритичность восприятия, отказ самостоятельного принятия решений, неустойчивость к стрессу, неспособность отдалить получение удовольствия, актуализация вытесненных желаний возводят эмоции в ранг абсолюта. В том числе и позитивные эмоции (если верить Фрейду и его последователям, эмоции сексуальной природы), которые человек, находящийся в состоянии гипнотического транса, испытывает по отношению к гипнотизёру (негативные эмоции исключены по определению, иначе гипноз был бы невозможен). Затем эмоциональный фон управляется гипнотизёром, а при отсутствии такого управления - просто обостряются те эмоции, которые были "на входе".

Вторая ложка. Эндорфины

На нейрохимическом уровне субстратами эмоций являются нейромедиаторы - гормоны, осуществляющие передачу информации на уровне синапсов нейронов. Важнейшими из них, особенно с нашей точки зрения, являются эндорфины. Эндорфины вырабатываются гипофизом и выполняют множество функций. В том числе, эндорфины помогают организму справляться с болью: их связывание с соответствующими рецепторами тормозит передачу болевых сигналов по нисходящим путям. Кроме того, эндорфины в популярной литературе заслуженно получили название "гормонов счастья": экспериментально подтверждено увеличение их уровня на фоне позитивных эмоций. Кстати, имеются упоминания и о повышении уровня эндорфинов в ответ на активацию тета-ритмов электрической активности головного мозга, которые, в свою очередь, связывают с трансовым состоянием.

Важно отметить, что "работают" нейромедиаторы в обе стороны. Именно такой обратной связью обеспечивается известный парадокс: если заставить себя улыбнуться, настроение, хоть немножко, но поднимется. Таким же образом повышают настроение, например, бананы, содержащие вещества, стимулирующие выработку соответствующих гормонов.

Указанные обстоятельства сами подталкивают к предположению, что эндорфины, вырабатываясь в ответ не болевое воздействие, вызывают состояние эйфории, то есть, в контексте BDSM, сабспейс. Такая гипотеза не лишена изящества, но, увы, в неё никак не вписывается тот простой факт, что сабспейс возникает в ответ отнюдь не на любую боль, а на воздействие, осуществляемое специфическим способом и/или от определённого партнёра и/или в какой-то определённой ситуации. Иными словами, самый отъявленный мазохист вряд ли в состоянии испытать сабспейс от похмельной головной боли.

Кроме того, очень многие мазохисты переживали в детстве, то есть задолго до реального мазохистского опыта, фантазии, воображая сцены пыток, мучений, истязаний (и прежде всего флагелляции!), и эти фантазии были приятными. Исчерпывающе объяснять их возникшей в раннем детстве связкой "боль-удовольствие" (родительская ласка после телесного наказания, эротическая фиксация, возникшая во время телесного наказания, например, на обнажённых интимных частях тела, вообще телесное наказание как странный способ телесной близости родителя и ребёнка) в наше время уже не представляется возможным: представителей моего поколения в детстве, как правило, не пороли.

Ну и, наконец, попросту не все люди, испытывающие сабспейс, - мазохисты.

Картина осложняется тем, что в регуляции как боли, так и эмоций, участвуют не только эндорфины, но и катехоламины, и серотонин, и некоторые другие гормоны. Потому, не отрицая существеннейшей роли эндорфинов, для полноты представления необходимо "разбираться" и с ними.

Здесь небесполезно вспомнить, что предмет нашего рассмотрения лежит в областях, в которых современная наука не имеет исчерпывающих знаний. Эндорфины были открыты в 1975г., и их роль в организме, механизм выработки и действие далеки от полной ясности. Точно так же до сих пор неясна природа трансовых состояний. Так что возникновению удовлетворительных психофизиологических трактовок сабспейса (собственно, и формированию общей теории мазохизма) препятствует не только неизученность предмета (то есть нас, BDSM-еров), но и недостаточность наличного научного знания.

Третья ложка

Третья проблема, которую необходимо решать, если исходить как из "трансовой", так и из "эндорфиновой" гипотез, лежит в сфере этики.

Можно ли "подсесть" на эндорфины, как "подсаживаются" на экзогенные морфины? Если да, то какова природа этой зависимости, является она психологической или физиологической? Известно, что при морфинозависимых наркоманиях снижается уровень естественной выработки эндорфинов, от чего и возникает "ломка" при отказе. Значит ли это, что существует какой-то естественный, потребный организму потолок этого уровня, и если да, не возникнет ли зависимости при систематическом превышении этого потолка? Или же, поскольку "эндорфины" - это не одно вещество, а несколько, схожих между собой по структуре и функциям, но не идентичных, они взаимозаменяемы лишь частично? (В пользу последнего предположения говорит практика реабилитации наркоманов, из которой известно, что йога или фитнес помогают восстановить естественный эндорфиновый фон, а экстремальные виды спорта или холотропное дыхание - нет). Далее, что такое мазохистский Голод - это синдром отказа, схожий с "ломкой", или сигнал организма о хронически пониженном уровне эндорфинов?

Если на эндорфины "подсаживаются", как это соотносится с принципами SSC? Какой степени ответственности за нижнего партнёра требует этот риск? Не обретает ли Верхний партнёр, становящейся по существу "распорядителем эндорфинов", власти не только над телом, но и над личностью нижнего, а если обретает, то как здесь обстоят дела с информированным согласием?

Моральные соображения возникают, и если рассматривать сабспейс как транс. Очень хорошо известно, как можно злоупотреблять наведением транса: например, так, как это делают цыганки на вокзале. Или можно вспомнить религиозные практики, от истории мировых церквей до сект. Даже если исключить злонамеренную манипуляцию, всегда остаётся открытым риск причинения вреда по неосторожности, всё-таки Тематические Топы, при всём пиетете, как правило - не дипломированные психотерапевты. Не говоря уже о том, что гипнотический транс, как отмечено выше, - палка о двух концах, под него попадают оба партнёра. Кстати говоря, в психотерапии для снижения рисков, связанных с потерей терапевтом объективности в отношении к пациенту, с глубоким вживанием его в эту монаду, связанную раппортом, используется супервизия, то есть периодические включение третьего, нейтрального лица. Например, если психотерапевт увидел своего пациента во сне, профессиональная этика обязывает его обратиться за консультацией к коллеге. В Тематических парах, по определению, нет ни императива объективности, некоего "равнодушия" Топа по отношению к боттому, нет и супервизоров (в некоторых западных клубах, правда, существует очень близкий к этому институт Наставничества).

Иными словами, наводя транс, гипнотизёр, хочет он того или нет, получает власть над личностью своего подопечного. Если сабспейс - транс, то Топ - гипнотизёр. А далее снова возникают сформулированные выше вопросы увязки этой фактической власти с принципами SSC и с тем, берёт ли Верхний на себя ответственность, адекватную полученной власти, то есть, в этом случае простирающуюся дальше обеспечения "механической" безопасности сессии.

Заключение

В настоящее время феномен сабспейса не имеет единого удовлетворительного объяснения. Ни с психологической, ни с физиологической точек зрения. Скорее всего, истина лежит где-то посередине - человек слишком сложен для того, чтобы открываться только одним ключиком.

То, что нам известно о сабспейсе, складывается из субъективных описаний и наблюдений как за методами введения в него, так и за людьми, находящимися там. Разумеется, этого недостаточно для создания некоей ультимативной инструкции по введению или вхождению в сабспейс. Этого недостаточно, чтобы описать чёткие и непреложные правила нахождения в сабспейсе. Этого не хватает, чтобы выработать необходимые и достаточные правила безопасности. Но этого вполне достаточно, чтобы с большой степенью вероятности предполагать в какой области знаний о человеке искать ответы.